Памятные пачки "Беломора", по которым многие из нас изучали когда-то первые азы географии, уходят в историю. А вместе с ними - и другие дешевые сигареты без фильтра с теперь уже легендарными названиями вроде "Ватры" и "Примы". Все потому, что в России один за другим закрываются заводы, выпускающие "традиционные" сигареты. Последняя потеря - банкротство Канской табачной фабрики в Сибири, одного из последних в стране производителей "Примы" и "Беломора". Растаманам и просто ностальгирующим пора приготовиться к дефициту дешевых папирос.
Еще десять лет назад дешевые сигареты производили сотни заводов по всей стране. Сейчас их осталось не более десятка. Слишком невыгодным стал этот бизнес. На табачников давят законодательные ограничения. Так, например, новый техрегламент, принятый Госдумой в первом чтении, устанавливает, что в сигарете без фильтра количество смол не должно превышать 16 мг, а через два года - 14 мг.
Производители "Беломора" - впрочем, как и все остальные табачники - покупают значительно более "крепкую" продукцию. Поэтому они вынуждены ее "облегчать" с помощью так называемых "заместителей", что является весьма дорогостоящим процессом. Какому-нибудь "Бритиш Американ Тобакко" это, разумеется, по средствам. А маленькой фабрике в Канске - нет. Поэтому ей выгоднее закрыться, чем работать себе в убыток.
Кроме того, на предприятиях, выпускающих "народные" сигареты, серьезно изношено оборудование. А обновить его невозможно, так как нигде в мире оно уже не производится. Да и нужно ли, если Госдума собирается не сегодня завтра запретить производство дешевых и, соответственно, более вредных сигарет.
Но самое главное даже не в этом. Дело в том, что на "народное" курево стремительно падает спрос. Еще в середине 90-х оно занимало более половины российского рынка. Сейчас же потребителей папирос в России осталось не более 1%, а сигарет без фильтра - не более 10%. Причем ежегодно таких курильщиков становится меньше на треть. Оно и понятно - "Беломор", "Астру" и "Приму" в основном покупают те, кому за... Для них эти марки - часть собственной жизни. Хотя и не всегда, может быть, веселой. Вспоминается, как героиня фильма "Небеса обетованные" гордо заявляла: "я курю "Беломор". На что ей ехидно отвечали, что лучше бы она курила "Мемориал".
Для молодежи "народные" сигареты в лучшем случае - советская экзотика. И производители это отлично понимают. Поэтому стараются преподносить "дешевую" продукцию как модную. Дескать, наш "Дымок" ничем не хуже культовых Gitanes, которые, как известно, курили французские кинозвезды. Правда, получается это, мягко говоря, своеобразно. Так, например, "Прима" одно время продвигалась на рынки как продукция для старшего поколения (логотип "Правды", портреты Ленина-Сталина), так и как "молодежные" сигареты. Пачка была оформлена в романтическом стиле - на ней была изображена юная парочка в стиле ретро. Маркетологи божатся, что в результате этого продажи сигарет выросли.
Еще одна ниша для производителей дешевого табака - сувенирная продукция. Взять хотя бы знаменитые папиросы "Богатырь", пользующиеся большим спросом у иностранцев. Поговаривают, что "на вкус" они довольно противные - с кислинкой. Но для "понтов" - сойдут. Или еще - сувенирные папиросы "Россия без наркотиков". В пачке, раскрашенной зелеными листьями, лежат три пустые папиросные "гильзы", которые покупатель может забить прилагаемым табаком. А может - чем-нибудь другим, что найдется под рукой.
К сожалению, "Беломор" стал одним из непременных атрибутов любителей легких наркотиков, а за границей человека с "беломориной" и вовсе запросто могут сдать в полицию. Папиросы уходят в прошлое. И даже мода на винтаж не сможет им помочь.
Алексей АРОНОВ
скачать dle 12.1