В это состязание были втянуты десятки тысяч человек по всему миру. Финалу соревнования предшествовали 613 квалификационных отборов в 85 странах, участие в которых приняли более 37 тысяч человек. В итоге через сито национальных турниров смогли пройти лишь 203 пилота из 71 страны. А объединяет их всех одно, на первый взгляд, несерьезное занятие — запуск бумажных самолетиков.
Отцом-основателем бумажного авиамоделирования считается британец Энди Чиплинг. Будучи профессиональным фотографом, Чиплинг на пленке запечатлевал свои эксперименты с бумагой. На протяжении многих лет он обменивался опытом с друзьями и в 1989 году основал Ассоциацию Бумажного Авиастроения. Он написал свод правил по запуску бумажных самолетов, которые используют специалисты книги рекордов Гиннеса и которые стали официальными установками мирового первенства.
Бумажные самолеты часто используются в самолетостроении как прототипы, до сих пор с их помощью физики пытаются определить оптимальные аэродинамические свойства летательных аппаратов. Однако мало кому дано превратить бумажную игрушку в эффективный летательный агрегат. Лучшие из лучших специалистов в этом деле прилетели — на вполне настоящих самолетах «Австрийских авиалиний» — в австрийский же Зальцбург, чтобы сразиться в финале чемпионата по запуску бумажных самолетов Red Bull Paper Wings. Это второй по счету чемпионат (первый состоялся в 2006 году), который прошел по простым правилам: три участника из каждой команды сражаются в трех дисциплинах: самая длинная дистанция, самое долгое планирование и — самая зрелищная часть турнира — аэробатика. Десять человек, показавших лучшие результаты, выходят в суперфинал каждой группы.
Red Bull окрыляет
Пожалуй, подобное мероприятие могло пройти только под лейблом этой компании. Бренд, который давно «забил» на традиционные методы пиара, славится любовью к адреналиновым тусовкам. Точнее — собирает на свои мероприятия тысячи экстремалов и миллионы зрителей. Обуздание мотоциклов на бездорожье — пожалуйста, головой в воду со скалы — милости просим, с парашютом в вулкан — без проблем, хелибординг по снежной целине или паркур на центральных площадях — к вашим услугам. А чтобы превратить запуск бумажных самолетиков в адреналиновую лихорадку, достаточно было созвать весь мир в седьмой ангар зальцбургского аэропорта — центральное место чемпионата.
Три группы, три финала
В каждой дисциплине создаются разные модели самолетов, и хотя участники имеют в запасе несколько вариантов, в финале у всех самолетиков будет схожая конструкция, проверенная временем. Так для соревнований на дальность полета лучше всего подходят самолеты-дротики, сделанные в «пол-листа», острые и тяжелые, сбитые в один стержень, с маленькими крыльями. Их не бросают, их метают — со всей силы и с широким размахом. Они должны лететь в одном направлении, как пуля, а не зависать в воздухе. Планировщики, наоборот, похожи на воздушных змеев, у них широкие квадратные крылья-простыни, которые удерживают бумажную «тушку» в воздухе и не дают ей упасть.
Если в этих двух дисциплинах важен метраж и время, то аэробатика представляет собой смесь шоу, творческой реализации и нередко клоунады. Здесь конструкция самолета также приоритетна, но не менее важна и презентация. Самолет может вертеться в воздухе, улетать в публику или валяться на земле, а в это время участник крутит нижний брейк, жонглирует футбольными мячами, поет, пляшет или травит анекдоты.
Во всех дисциплинах соревнования проходят в закрытых помещениях, чтобы не мешал ветер. В турнирах на дальность и продолжительность полета самолеты можно собирать только путем сгиба (без разрывов или надрезов) официально предоставленного бумажного листа формата А4 и плотностью не более 100 г/м. Запрещено использование балласта или любых скрепляющих элементов. При запуске на дальность нельзя заступать за линию, при запуске на время — запрещено отрывать ноги от пола. В обеих дисциплинах даются две попытки, засчитывается лучшая. В аэробатике размер, плотность и вес бумаги никого не интересует, а также то, как будет выкручиваться участник при запуске. Главное, уложиться в минуту времени, за которую жюри оценит конструкцию самолета, красоту полета и представление, поставив участнику от 1 до 10 баллов.
За технической грамотностью спортсменов и внедрением научного подхода в бумажном самолетостроении следит Вернер Грюбер, исследователь Венского университета экспериментальной физики. В свое время он издал кучу исследований в области физических особенностей летных процессов, а потому сейчас без труда может оценить любую конструкцию самолета на предмет соответствия законам физики. Кстати, по мнению самого Вернера, Y-форма самолета — единственно правильная для запуска на длинную дистанцию, поскольку модель такой формы не подвержена воздействию боковых ветров, что делает движение самолета стабильным. В противном случае, малейшее дуновение ветра заставит самолетик нарушить полет. Чтобы самолет дольше планировал в воздухе, угол запуска должен быть 90˚. Чтобы достичь результата, запускать самолет нужно со всей силы, на которую только способен спортсмен. Поэтому чтобы побить мировой рекорд по времени планирования, самолет нужно запустить на высоту хотя бы 30 метров, при этом он должен опускаться под углом не более 11 градусов.
Создание бумажного самолета с четкими аэродинамическими характеристиками — задача трудная, поэтому среди участников редко встретишь «гуманитариев»: сплошь и рядом линейкой вымеряют нужные углы и градусы студенты технических вузов. Нет в стартовых протоколах и девушек. Несколько приехавших на турнир девчонок не были заявлены на «технические» дистанции и выступали в аэробатике, с соответствующим профессиональным набором: раскрашенными самолетами в стразах, национальными костюмами и танцами живота.
Сталь, стекло, бетон
Если «Ангар 18» и «Зона-51» — это все полуреальные фанты из программы NASA, то Ангар №7 — одна из самых ярких достопримечательностей Зальцбурга.
Спроектированный в виде самолетного крыла, сквозь 380 тонн стеклянных конструкций которого видно небо и взлетные полосы аэропорта, ангар всей своей атмосферой напоминает о романтике неба. Здесь квартируются «Летающие быки» — команда Red Bull Flying Bulls. Целью существования команды значится поиск, коллекционирование и поддержание в рабочем состоянии лучших в истории авиации самолетов. Ангар-7 служит своеобразной витриной, в которой выставлены сверкающие, как бриллианты, суда, названия которых приводят в трепет всех авиалюбителей мира. Здесь можно увидеть «Дуглас» DC-6B, некогда приписанный к югославскому флоту и перевозивший маршала Тито; североамериканский B-25J «Митчелл», один из красивейших бомбардировщиков в истории авиации; легендарный бомбардировщик времен Второй мировой и Корейской войн «Вовт Корсар»; судно «Альфа Джет» и амфибию «Сессна Караван», а также вертолеты BO-105 (впервые оснащенные двойным двигателем), первый гражданский вертолет Bell 47 и легендарную «Кобру». Помимо воздушных судов, в ангаре прописаны болиды «Формулы-1», на которых гонял по самым известным трассам экипаж команды Red Bull.
Тренировочная площадка — все пространство 7-го ангара. С самого утра первого дня на участников, журналистов и приглашенных гостей опускается плотная завеса летающей бумаги — тренировочные часы в разгаре. Вскоре начнутся отборочные турниры, и все «несанкционированные» полеты свернут. Задача — создать идеальную конструкцию, способную привести к победе. Слепить из бумаги самолетик — полдела. Он еще не должен уходить в пике, носом нестись к земле или вертеться как опавший лист. Он должен лететь. Такую миссию выполнить почти невозможно. Любой самолет нужно настраивать, то есть с определенной силой затирать сгибы, выравнивать углы, а после каждого запуска исправлять помятые носы. После трех запусков на дальность самолет превращается в комок бумаги — нужно начинать все заново. Еще сложнее с планировщиками. Они должны опускаться лесенкой, а не уходить вниз по спирали. Любое прикосновение к широкому крылу чревато деформацией бумаги и изменением угла полета, что автоматически съест победные доли секунды. Истреблению флотилии помогают бегающие по ангару дети, которые искренне готовы сделать доброе дело: поднять самолет и с чувством гордости принести его владельцу. После этого можно строить самолет заново. Никто не отменял и «дружескую» конкуренцию. Если самолет летит ровно и долго, и этот самолет именно твой — на него обязательно «случайно» наступят.
Пока большинство пускает свои самолеты по ветру, несколько десятков молодых людей не отрывают взгляд от рук седеющего Кена Блэкберна. Блэкберн — обладатель мирового рекорда по времени нахождения самолета в полете. 46-летний американец использует опыт, накопленный им во время работы авиаинженером, и создает гениальные конструкции бумажных самолетиков. Вот уже 19 лет он держит титул мирового рекордсмена, а в 1998 году он побил свой же рекорд, установив новую планку на уровне 27,6 секунд. После этого он продал более 2 миллионов копий своей книги о том, как построить самолет-рекордсмен: с детских лет Блекберн создал более 400 моделей бумажных самолетиков. Лекция по аэродинамике начинается с личного опыта: «Часть моей работы заключается в проведении исследований для Воздушных Сил США в области развития малых беспилотных самолетов и включает необходимость постоянного отслеживания новейших технологий в области малого самолетостроения. Я видел много различных исследований в области гибкости крыла и того, как полет зависит от рабочих характеристик крыла. Сейчас заметен сильный интерес к технологиям, имитирующим биологические формы, исследованиям летных возможностей птиц и насекомых. Очень может быть, что в скором времени мы совершим прорыв и в моделировании бумажных самолетов, взяв за основу аэродинамику насекомых и летучих мышей».
1998 год, Атланта, Кен Блэкберн ставит мировой рекорд.
Титульные бои
СНГ-шный клан постоянно держится вместе. Сразу нашлись общие вопросы и темы для обсуждения у команд России, Беларуси, Армении, Казахстана, Грузии и Азербайджана. На форуме не хватало только украинцев. При этом на первенстве были замечены представители совсем уж экзотических стран — Бахрейна, Боливии, Чили, Эквадора, Нигерии, Омана, Перу, Катара и многих других.
В квалификации на дальность полета в первой попытке самолеты большинства участников уходили в «молоко». Самолет белоруса Павла Жолудева в первый раз попал за границу дистанции, и бросок засчитан не был. На второй попытке самолет остановился на отметке 29,53 метра — это тридцатая строчка в итоговом протоколе из 70 участников (в национальном финале результат составил 31,33 метра). Тем временем борьба за первое место развернулась в суперфинале. В квалификации победил американец Майк Опланд, который почти дотянул до мирового рекорда. Но в суперфинале он метнул самолет на 54,30 метра. Когда американцы готовы были уже праздновать победу, самолет участника из Хорватии упал на 13 сантиметров дальше. Йовица Козлица — победитель турнира 2006 года — подтвердил свой титул.
Время полета мировыми достижениями историю бумажного авиастроения также не обогатило. Большинство участников «метали» самолеты в пределах 11 секунд, а зрителей веселили моменты, когда самолет натыкался на конструкции перекрытия крыши: по правилам соревнований, любое касание — хоть крыши, хоть ветвей деревьев — означают автоматическое отключение секундомера. Победил в дисциплине бразилец Леонард Анг с результатом 11,66 секунды. Белорус Глеб Сачковский с результатом 7 секунд «пролетел» мимо суперфинала и приземлился на 33 строчке.
За финалом планировщиков, переживая весь комплекс эмоций, наблюдал Сурен из армянской делегации. Накануне он «перебрал» ярких ощущений в одном из зальцбургских клубов, а потому отборочный турнир благополучно проспал. И теперь был вынужден смотреть, как самолеты финалистов еле-еле добирались до его армянских показателей.
В аэробатике на суд зрителей были представлены: костюмированные шествия, национальные песни и пляски, спортивные этюды, оратории, театральные постановки, шоу-иллюзионы, а также несметное количество бумажных самолетов. Белорусский участник Павел Вашкевич с аппаратом, рассмотренным бдительными таможенниками в аэропорту, на шоу благополучно «забил», а его самолет крутил в воздухе мертвые петли и бочки, что гарантированно провело Павла в суперфинал. Однако жюри бедность декораций не оценило, поэтому участник расположился на 10 строке — это лучший показатель белорусов на турнире. Победителем в дисциплине стал Такешике Кишиура из Японии — он вывернул на головы зрителям романтический дождь из разноцветных оригами.
mc.byскачать dle 12.1 |