Пять минут до открытия продуктового магазина. Кассиры, продавцы, менеджеры и грузчики с натужно одухотворенными лицами замерли у своих рабочих мест. Они поют. Над рядами колбас, водок и швабр проносятся зомбирующие словосочетания гимна компании: «большая семья», «лучшие друзья», «вместе мы — сила» и даже «судьба Отечества». Думаете, картинка из далекого коммунистического прошлого? Ан нет — новые реалии современной России.
Идея труда ради общества, коллектива и социалистического будущего, а не собственного благополучия давно потеряла актуальность. Канули в прошлое комсомольские стройки, заводы-гиганты и совхозы. На их развалинах выросли новые корпорации — с новым капиталом, производственными мощностями и сотрудниками, лишенными любой мотивации, кроме собственной выгоды. Тут и вспомнили руководители о консолидирующем пережитке прошлого — трудовых гимнах.
Как вспомнили и решили внедрять, так и растерялись. А кто, собственно, будет слагать рифмы о единстве и дружбе, где тот композитор, что сочинит ненавязчивый, но пафосный мотив? Если раньше над созданием трудовых произведений мучились лучшие музыкальные умы Советского Союза, то сегодня получить качественный гимн — целая проблема. Оказалось, что специалистов в этом аспекте творчества практически нет.
Корпоративный гимн — лишь побочный способ заработка студий и радиостанций, да и то далеко не всех. Но для того, чтобы написать гимн, который действительно будет выполнять свою функцию, нужен музыкант, знакомый с конъюнктурой, знающий определенные законы психологии, рекламы. Таких нам еще растить и растить…
Одни коллективы трудящихся как-то сразу поостыли и предпочли безрезультатным поискам песенную адаптацию. Карельские дворники объявили своим гимном шлягер «У природы нет плохой погоды», а питерские строители во время профессиональных праздников стали нагло распевать: «Нам песня строить и жить помогает».
Но другие не оставляли надежд поиметь свою собственную песню. Больше всего повезло большим организациям с солидными капиталами и связями. Они не рыскали в интернете с надеждой нарваться на дешевого самородка, а сразу обратились к настоящим профи, с удовольствием забывшим свои принципы ради внушительного гонорара или полезного знакомства. Написал же Олег Нестеров «Гимн интернету» («Печемся мы все в одном тесте, во Всемирной сети — значит, вместе»), выполняя социальный заказ «ЮКОСа», сочинил песню для таможенников Звездинский, а для налоговиков — Георгий Мовсесян.
Но эти примеры непоказательны. Гимн можно и у Крутого заказать, если компания достаточно крута. Вопрос в том, что делать тысячам компаний, у которых денег поменьше, а вот амбиций и стремления к корпоративности хоть отбавляй? Трудный путь создания собственного гимна они прошли разными дорогами.
Не боги, не герои — обычные таланты
Стройными рядами потянулись к музыкантам-самоучкам, владельцам домашних студий, полупрофессиональным певцам руководители предприятий. Изложили идею, заплатили кровные и получили на выходе… Впрочем, судите сами. Перед вами — подборка корпоративных гимнов, выложенных на сайте компании «Шаурма рекордз».
К 10-летию общероссийской сети «Консультант-Плюс» композитор Н. Мельникова и поэт А. Соколов написали произведение, которое с радостью исполнили сотрудники Координационного центра упомянутой организации:
Не боги, не герои — обычные таланты. Нас много по России. И скажем без прикрас: Хотя мы и не ангелы, а просто консультанты, Святой корпоративный дух объединяет нас!
А сотрудники Братского алюминиевого завода компании «Русский алюминий» благодаря умельцам ООО «Музыкальная линия» перестали видеть разницу между собой и своей продукцией: «Красавец-завод перед миром предстал, мечты наши в явь превратились. И наши сердца здесь в горячий металл, в крылатый металл воплотились». Так и живут они теперь с металлом в сердце: «Крылатый металл, крылатый металл, хотим мы тобой любоваться. Навеки с тобою, горячий металл, крылатый металл, оставаться!».
Неосторожный гимн написал К. Минин для группы компаний «Бородино» — крупного торгово-промышленного холдинга, широко известного публике в первую очередь благодаря культовому в русском народе слабоалкогольному напитку «Отвертка». «Честь, и слава, и судьба — все в наших силах!» — поют сотрудники холдинга. А в конце цинично заявляют: «Мы делом любимым своим мир этот строим. Мы новый в истории шаг! Мы рынка российского флаг!». А сотрудники линии безалкогольных газированных напитков «Фруктовая река» берут не градусом, но фантастической картиной веселого и трезвого мира изобилия. Авторы музыкального шедевра — интеграционная компания РООС, исполнитель — группа «Крепкий орешек». «На карте нет такой реки (имеется в виду водопоток «Фруктовая река» с плавающими бананами и ананасами. — А.Г.), но все же она есть!» — интригуют исполнители в начале песни. И вскоре переходят к главному: «Закон у той реки таков, — сказал один знаток. — Чем больше будет рыбаков, тем веселей поток!». Вперед, рыбаки, скупайте разноцветную жидкость — весело будет! А поющему персоналу будут счастье, хрустящие бумажки и внеочередной отпуск. Ведь им тоже надо бежать на любимую речку: «Веселая река зовет — и я туда бегу. Красивая девчонка ждет меня на берегу».
Наверное, главный бухгалтер…
«Дальний Восток, Украина, Сибирь, Псков, Воркута, Ашхабад, Анадырь, Питер, Москва — кто же здесь не бывал, ведь наш УМЦ всю большую Россию собрал». Думаете, гимн одного из не столь отдаленных мест? А вот и нет — учебно-методического центра «Голицыно». И исполняют произведение Р. Гуцалюка не малолетние несмышленыши, а… солисты концертного оркестра Главного центра Управления космическими аппаратами.
Но не все руководители доверяют исполнять свои неизвестно кем написанные произведения абы кому, а предпочитают «популярных» в профильных кругах личностей.
«Ролсен» ярче, чем свет в окошке, «Ролсен» нравится даже кошке. «Ролсен» — это легко и просто, «Ролсен» любят люди любого роста. — С романтическим придыханием, сексуально растягивая гласные, старательно поет «заказуху» томный артист Данко…
«Участие в записи гимна звезды — это всего лишь пафос руководителя, — говорит директор первого в России Центра аудиобрендинга Ксения Светличная. — Это сильно удорожает проект, не играя существенной роли.
Важно другое — музыка, текст. Яркий негативный пример — гимн «Техносилы» с мелодией, от которой хочется плакать. Подумаешь, Филипп Киркоров его спел. Это, к слову, еще не очевидно. Нет, я знаю, что это он: владельцы «Техносилы» с ним дружат, но есть масса артистов, которые споют точно таким же голосом, но за гораздо меньшие деньги! Или вот Долина с LG — имя есть, а песня построена на трех банальных аккордах и напоминает «гимны христианских просветителей». И всем был бы хорош гимн соликамского ОАО «Сильвинит», исполненный Николаем Расторгуевым, если бы написал его не электромонтажник шахтостроительного управления В. Никитин, а известный поэт-песенник…
Ну и как, скажите, относиться руководителям к идее написания корпоративного гимна, видя перед собой такие «удачные» примеры? И опускают боссы руки, и возвращаются к испытанным способам поощрения — премиям, доскам Почета… Зато их веселые подчиненные не унывают — берут да и сочиняют свои гимны сами. Одни песни переживают только один корпоративный праздник, другие неожиданно получают статус неофициального гимна.
Ведь и жизнь родной фирмы сотрудники знают лучше чужого дяди, и музыкальные вкусы свои учитывают. Да и экономия для родной компании получается существенная — качественная запись гимна в Москве обойдется в 3000 долларов. Нет, можно и у домашнего умельца за 500 записать, но результат… Впрочем, ждать высокохудожественных результатов от трудовой самодеятельности тоже не приходится.
Взять хотя бы стопроцентный танцевальный хит «Обогатители» от ОАО «Апатит», исполняемый работниками его же ДК. Сначала неожиданная распевка на английском: Come on girl, dance with me... Потом плагиатная завязка сюжета: «На Кольском полуострове, где климат так суров, шумят цеха фабричные…». Потом трешевый апогей: «И с тем, кто без привычки, вполне случится шок — мы горы Апатита стираем в порошок». Ну а в конце, после бодрого выкрика Here we go! — остросоциальное: «Мы верим в Заполярье, и это нас роднит, среди различных партий наш выбор — «Апатит».
Сотрудники группы компаний «Конденсат» еще не ангелы, но уже мессии. «Претворим наши планы мы в сроки, с «Конденсатом» вперед мы идем. Есть в отечестве нашем пророки, по€том землю мы честно польем», — поют новые пророки отечества слова гимна «Вперед, «Конденсат!», авторы которого «разыскиваются».
Гимн работяг из ОАО «Транснефтепродукт» под стать условиям труда и проживания — печальный, гитарный, надрывный. «Нам не страшен любой прогноз — ливень, ветер, жара, мороз. В мерзлый грунт люди трубы кладут.
Это, это — «Транснефтепродукт», — оттачивая каждое слово, поет неизвестный. Но брутальные мужчины не ропщут: «Благодарны своей судьбе, мы работаем на трубе».
Совсем в другой тональности распевают свой гимн мясники Московского хладокомбината № 7 — именно под такое блатное радио, «лубочный шансон» издревле танцевали с кружками наперевес в пивных всего мира. «Мясники, мясники, все в кровищи мужики», — задорно поет мужской баритон и переходит к красочному описанию мясницкого быта: «Накормить народ нетрудно, если топоры в руках, расскажу о чудо-людях, расскажу о мясниках. Их машины цвета ночи, бабы — нашим не чета, мясники крутые очень, не боятся ни черта». Впрочем, мясники от такой жизни не зазнаются, а спокойно трудятся на благо общества: «И не хвастают нисколько, воплотив во всей красе сон советского народа о доступной колбасе».
Ну а настоящей жемчужиной самодеятельного корпоративного творчества следует признать «Гимн бухгалтеров», созданный коллективом Алтайского территориального института профессиональных бухгалтеров: Жизни нет за стенами работы. Жизнь — баланс, восторги — ордера, Счастье — сальдо, горе — кредиторы. Мы не люди — мы бухгалтера.
Восемь куплетов стенаний. «Зной… Июль… И все живут на даче, только мы считаем недостачи…», «Мы не видим солнечного света, наша жизнь — расход, приход и смета…», «Все стремятся к жизни и культуре. Наш прогресс — платежки и фактуры…». И в конце каждого это надрывное: «Мы не люди…». Куда же смотрит начальство — спросите вы. И то правда — персонал активно разобщается и поносит место деятельности, а боссу хоть бы хны. Не все так безответственно относятся к имиджу собственной компании. Одни тщательно следят за ходом местной художественной деятельности, другие творят единолично.
К новому корпоративному 2005 году сотрудники банка «Московский капитал» написали настоящий шедевр.
Прямолинейный и не отягощенный скромностью. «До утра продлится новогодний пир, круто жить в столице, если ты банкир. Зажигай елочку, ребята, зажигай, чтобы жить богато», — поют удовлетворенные жизнью клерки. И сразу осаживают тех, кому их музыкальное произведение показалось простеньким: «Каждый здесь Глинка и Чайковский, зажигай «Капитал московский». «В нашем банке все артисты, есть у каждого дар, — предупреждают они, — и чем ярче божья искра, тем сильней гонорар». В чем же связь между гонораром и искрой, удивится слушатель. А в том, что, по словам исполнителей, «банковский худсовет» возглавляет не кто иной, как председатель правления (фамилия прилагается, вернее, пропевается).
А В. Тумаев — генеральный директор компании «Спецгазавтотранс» — самолично сочинил несколько музыкальных произведений: песню «В России не было и нет надежнее «Газпрома», частушки про непростые отношения России с Украиной и Белоруссией: «Зачем вы выключили газ так просто, а мы обиделись на вас серьезно…» (авторство не доказано) и свой главный хит — «А мы с тобою, друг, качаем газ...»: Опять тревожный день, тревожный час. Юродствуют с трибун пророки и мессии, А мы с тобою, друг, качаем газ, Спасая энергетику России.
Здесь уже, как видите, все серьезно — без баб и чайковских. Заканчивается песня и вовсе безапелляционно: «Мы на посту, и газ дает «Газпром», и ни к чему подробности об этом». Разговор закончен. Конкурентам показать не стыдно, мужики на кухне с легкостью подберут на гитаре, вопросы побоятся задавать и те, и другие.
Есть и в провинции свои начальствующие меломаны. Вот господин Покровский — директор саратовского завода-гиганта «Волгадизельаппарат» — не последний человек в «Единой России». Знакомство с рекламной силой музыки он начал с записи двух сольных альбомов с советской классикой и дворовой лирикой. В процессе решил, что и гимн заводу не помешает. Гимн получился под стать градообразующему предприятию — важный, душевный. Когда текст «Волгадизельаппарат», «Волгадизельаппарат», над родимым краем свет твоих наград» в первый раз показали аранжировщику, тот «рыдал». Но песню с упоением поют в области уже пять лет.
И все мы вместе — большая семья
Вы не поверите, но все эти гимны написали не для того, чтобы вы над ними посмеялись. Авторы хотели другого: научить людей тому, что сосед по рабочему столу — не конкурент, а член семьи, что начальник — не враг, а вторая мама, что успех — успех не человека, но группы. Завязли, правда, в образах крушащихся гор и топоров, забыв о главном. Но некоторым удалось не удариться в лирику. Например, компании «Орифлейм-Россия»: «И все мы вместе — большая семья, нам этот мир — общий дом. А рядом с нами — наши друзья, и каждый в дело влюблен». Или «Би Лайну»: «Наша команда надежна всегда, если «Би Лайн» — значит, да, да, да, мы — одна команда, мы — одна семья». Но сочинить гимн — полдела. Вопрос в том, как заставить членов коллектива его полюбить.
— Главное — никому ничего не навязывать, — говорит директор Центра аудиобрендинга Светличная. — Это вызовет только отторжение. Мне рассказывали, что директор «Связного» самолично сочинил гимн, который ежеутренне должны были слушать сотрудники. Но это чистый негатив, который неизбежно приведет к смешкам: «гениальный» директор.
Еще говорят, что перед открытием магазинов сети «Пятерочка» весь персонал дружно поет: «И к цели мы дойдем любой ценою! Вперед, «Пятерочка», вперед!».
А вот сотрудников «Орифлейма» гимн — русскоязычный аналог международного — по утрам петь не заставляют.
«Что вы, мы же филиал демократичной шведской компании, — смеется девушка из отдела рекламы. — Зато на корпоративных праздниках мы с удовольствием пляшем под его танцевальный вариант, да и в телефонах он у нас играет». Официальный гимн авиакомпании «Трансаэро» давно выучили ее постоянные пассажиры.
— С 93-го года самолеты «Трансаэро» начали летать в Казахстане, — рассказывает директор по связям с общественностью авиакомпании «Трансаэро» Сергей Быхал. — Местный композитор Моор написал мелодию рекламного ролика, и она показалась всем настолько удачной, что скоро обросла словами; кто их написал, сейчас даже не вспомню. Конечно, никто не заставляет стюардесс петь гимн. Неужели вы верите, что они выстраиваются в ряд и с оловянными глазами в едином порыве поют: «Трансаэро», «Трансаэро», взлетают в небо лайнеры»? Эта песня действительно играет при взлете и посадке, и от пассажиров еще никаких жалоб не поступало. Наоборот, в Казахстане ее до сих пор заказывают в радиопередачах по заявкам».
И здесь с легкой подачи господина Быхала появляется другой аспект корпоративной песни — ее рекламная выгода. Ведь что получается: вроде бы никаких рекламных целей написание данного гимна не преследовало, а бесплатные эфиры на радиостанции — налицо. Да и зрители, выбирая авиакомпанию, невольно вспоминают навязчивый мотивчик. Но это скорее случай, а если мыслить масштабно?
Для большинства наших трудящихся корпоративный гимн — один из символов эпохи коммунизма и почти ретроградство, но, например, для японцев он вполне обоснованное явление. Еще в недавнем прошлом японцы устраивались на работу, что называется, на всю жизнь, поэтому компания предсказуемо становилась для них вторым домом, коллеги — побочной семьей, а гимн — одним из ритуалов, «духом бизнеса». Сегодня Япония все больше отходит от традиций «пожизненной занятости», но гимны, на удивление, все так же популярны. Все дело в том, что у корпоративного гимна в Японии появилась другая — рекламная — функция.
Плохо шли дела у небольшой компании Nihon Break Кogyo, специализирующейся на проведении взрывных работ: конкурентов было много, услуги все предлагали одинаковые. И вот в один прекрасный день руководители компании сделали ход конем — написали собственную песню и сняли на нее милый видеоклип: рабочие в фирменной спецодежде и шлемах весело взрывали дома, задорно напевая и играя на гитарах. Клип попал на ведущие строчки в местных поп-чартах, а компания настолько «погрязла» в заказах, что была не в состоянии их удовлетворить…
Постепенно рекламную силу гимна осознали и другие страны. В 2001-м 23-летний программист из Лондона Крис Реттиг загрузил в интернет гимны ведущих компаний. За первую неделю сайт посетили 200 тысяч пользователей.
Компании спорили, чей гимн хуже, отказывались от авторства, но никто не попросил удалить произведение из списка…
«Почти все забывают о мощной рекламной силе аудиобрендинга — звукового позиционирования продукции, организации, да чего угодно, — объясняет Светличная. — Человек увидит красивый логотип и через пять минут забудет его, а музыка, которую он слышал в телефоне компании или в рекламном ролике, будет долго звучать у него в голове помимо воли. Музыка гимна может стать основой всей пиар-кампании, ее темы могут использоваться в рекламных роликах, позывных».
«Новая газета»скачать dle 12.1 |