В IX веке после прихода христианства на Руси появилась керамическая плитка. Во времена язычества наши далекие предки использовали для строительных целей в основном древесину и камень. Применение керамики ограничивалось исключительно рамка и быта. А как раз в период христианизации русского населения начали появляться первые ремесленники, которые производили плитку по технологии древних греков. Иноземные плиточники по доброте душевной как-то поведали киевским мастерам рецепт своих изделий. У наших получалось очень красиво, ярко и вполне достойно для того, чтобы использовать керамическую плитку для создания панно на религиозные тематики и украшения ими строящихся христианских храмов и дворцов правителей. Плитка нередко использовалась и для иконописи. При этом, перед тем, как заняться изготовлением такой вот «религиозной» плитки, мастерам предписывалось соблюдать строгий пост. Таким образом на Руси производство керамической плитки (по греческим рецептам) было подчинено полностью нуждам Церкви. И так было вплоть до XVII века. С этого же времени мастера стали применять облицовку по технологии, изобретенной в Древнем Египте. Это была так называемая поливная керамическая плитка. Именно египтяне начали первыми использовать такое стекловидное покрытие в глазуровании бус и других украшений из стеатитового камня. Такой плиткой выстилали полы храмов (в частности, Десятинной церкви и Софийского собора). Немного позже русские мастера уже стали использовать и византийскую традицию применения поливной плитки, несколько ее видоизменив. Если Византия изготавливала свои изделия из мрамора, то на Руси этот материал был в дефиците и поэтому был заменен на керамику. Такие плиты также играли роль напольного покрытия. Поливные керамические плитки делались бордового, зеленого или желтого цвета. Порой ремесленники смешивали все три поливы, чтобы получить новые цвета и оттенки. По размерам стандартная плитка была примерно 13 × 13 см и имела толщину 2 см. Но для специальных нужд изготавливались и большие изделия. Так, для отделки Софийского собора применялась плитка 70 × 70 см. Керамическую плитку делали и квадратной, и прямоугольной формы. Затем керамическая плитка плавно перекочевала из внутренней отделки богатых жилищ и храмов наружу – для отделки наружных архитектурных элементов и стен. А поскольку морозы в России всегда оставались морозами, встал вопрос об усовершенствовании технологии ее изготовления. В результате многочисленных экспериментом плитка «научилась» стойко переносить суровые зимы, не теряя при этом своего красивого внешнего вида. Вместе с этим на Руси начало бурно развиваться и распространяться изразцовое творчество, которое породило появление отдельной школы, обогнавшей по технологиям изготовления плитки ту же Древнюю Грецию. Церковь, в XVII веке уже полностью подчинившая себе государство, по-прежнему оставалась монополистом в изготовлении этих керамических изделий. Тогда же получила значительное развитие технология изготовления многоцветной керамики, которую использовали в создании икон и различных украшений для стен. Однако секрет производства этой керамики, схожей по структуре с мозаикой из натурального камня, до наших дней не дошел. Изразцы XVII–XVIII веков создания, дошедшие до наших дней, очень высоко ценятся. А раньше они повсеместно использовались для облицовки печей и прочих отделочных работ. Часть изразцов того времени шла на экспорт в качестве так сказать «корпоративных подарков», которые наши властители дарили представителям из других стран. С легкой руки Петра Великого, закупившего в Голландии лучшие образцы керамических изделий, на Руси окончательно утвердилась голландская школа производства керамплитки, поэтому теперь изделия применялись только для внутренней отделки помещений. Изразцы стали своеобразным символом знати, поскольку являлись неотъемлемым украшением не только храмов и дворцов, но и домов богатых людей. Узоры на плитке теперь изображали быт русских людей, животных, элементы природы, а не как ранее – исключительно религиозные сюжеты. В начале XX века потерянные технологии производства керамической плитки XV–XVII веков начали потихоньку возрождаться, но в гражданскую войну расцвет всего этого творчества прекратился. И во времена большевиков производство керамических изделий было практически остановлено. Зато с расцветом советской власти открылись многочисленные заводы, которые производили керамическую плитку с весьма низкими эксплуатационными и эстетическими качествами. Единственный вклад, который коммунистический период внес в историю развития плитки, это ее общая популяризация в качестве отделочного материала. В тот период плитку применяли и для облицовки многих учреждений, и в домах обычных граждан. Тогда, пожалуй, каждый советский ребенок мог со знанием дела рассказать о том, ккак положить плитку. Керамические изделия стали общедоступными, однако при их выпуске упор ставился на количество, а не на качество. И только после того, как власть Советов пала, производители керамической плитки вместе с учеными и историками, начали буквально по крупицам восстанавливать потерянных технологий изготовления настоящей плитки. Давно забытое старое вкупе с новыми нюансами плиточного производства сегодня позволяют потребителю выбрать облицовочный материал по душе, причем превосходного качества. скачать dle 12.1 |